Дата публикации:

«Мы создаём устойчивую образовательную традицию»

 
Татьяна Полякова
 

Татьяна Геннадиевна Полякова – куратор программ повышения квалификации Центра дополнительных образовательных программ по направлению русский язык как иностранный СПбГУ (Центр ДОП РКИ СПбГУ). В своём интервью Татьяна Геннадиевна рассказала о преемственности опыта среди преподавателей русского языка как иностранного (РКИ), о том, для кого ещё предназначены программы повышения квалификации Центра ДОП РКИ СПбГУ и о том, почему они привлекают начинающих специалистов и состоявшихся профессионалов своего дела по всей России и не только.

Расскажите о программах повышения квалификации Центра ДОП РКИ СПбГУ

Конечно, спектр программ повышения квалификации в сфере РКИ у нас широкий. Он включает как углубление в специальность для начинающих специалистов и поле для профессионального диалога для опытных преподавателей РКИ («Методика преподавания русского языка как иностранного»), так и более узкие тематики. Я уверена, что каждый преподаватель РКИ найдёт для себя у нас что-то интересное. Например, 3 апреля у нас начинается обучение по программе «Текст – объект языка, речи, коммуникативно ориентированного обучения русскому языку как иностранному», посвящённой работе с текстом в учебной аудитории. Эта уникальная программа разработана основателем Санкт-Петербургской школы анализа текста и заслуженным профессором СПбГУ Кирой Анатольевной Роговой и ведущими преподавателями РКИ СПбГУ. Программа завершается групповым проектом, на основе которого возможно написание серьёзной научной статьи или эффективного учебного пособия.

Помимо программ повышения квалификации для преподавателей РКИ у нас есть серия программ «Деловой русский язык для государственных служащих». На эти программы может записаться любой желающий повысить уровень владения русским языком в профессиональной среде. 12 марта и 20 марта начинается обучение по программам «Деловой русский язык для государственных служащих. Модуль I. Современная деловая коммуникация на государственной службе» и «Деловой русский язык для государственных служащих. Модуль II. Тонкости современного делового письма на государственной службе» соответственно.

Что делает программы повышения квалификации Центра ДОП РКИ СПбГУ уникальными?

Наши программы не стандартизированы — каждый запуск отличается от предыдущего, и это отражает нашу философию. Каждый раз наши преподаватели и руководители программ интересуются, кто на этот раз пришёл на обучение, и адаптируют занятия под запросы слушателей. Взаимодействие с слушателями, их активное участие и заинтересованность в учебном процессе делают обучение насыщенным и продуктивным.

Наши программы оперативно реагируют на новости, касающиеся профессионального сообщества. Например, в свете последних изменений в законодательстве, связанных с приёмом иностранных граждан на обучение по образовательным программам общего образования, 14 мая стартует внеочередной запуск программы «Языковое образование и речевое развитие ребенка-инофона». Программа приобретает особую актуальность благодаря освещению таких тем, как детский сегмент языкового тестирования РКИ и тесты на определение уровня речевого развития иноязычного ребенка.

Кроме того, важно, чтобы слушатели понимали, что мы не выдаём дипломы просто так, за посещение. Наши преподаватели относятся к процессу обучения очень серьезно. Это одно из ключевых преимуществ наших программ повышения квалификации, которое также накладывает определённые обязательства на наших слушателей. Каждый участник должен подготовить проект, пройти аттестацию, ответить на вопросы и набрать нужное количество баллов. К счастью, в подавляющем большинстве случаев к нам приходят те, кому действительно важно обучаться и развиваться, и с этим не возникает проблем.

Что вас вдохновляет в работе?

Особенно вдохновляет, когда выпускники наших программ повышения квалификации начинают преподавать в Университете. Это подтверждает, что мы создаём устойчивую образовательную традицию, которая помогает не только усваивать теоретические знания, но и становиться настоящими профессионалами в своей области.

Ещё мне очень нравится наблюдать за тем, как в рамках группы формируется особое профессиональное сообщество. Помимо начинающих специалистов на наши программы часто приходят уже состоявшиеся профессионалы, зачастую имеющие научные степени. В атмосфере взаимного уважения и стремления к развитию предметной области слушатели имеют возможность обмениваться опытом друг с другом и с нашими преподавателями.

Ну и, конечно, самая приятная часть каждого цикла работы – это получение обратной связи. Очень приятно, когда выпускники наших программ обращают внимание на то, над чем мы так кропотливо работаем.

 

Программы повышения квалификации