Дата публикации:

Атмосфера на занятиях очень важна для достижения хороших результатов

 
Современная русская литература
 

Интерес к изучению русского языка не ослабевает, а иностранные студенты по-прежнему стремятся получить образование в Санкт-Петербургском государственном университете. Программы русского языка для иностранных граждан Центра дополнительных образовательных программ СПбГУ по направлению РКИ остаются востребованными среди иностранных обучающихся. В чем секрет? В методике обучения или в языковой практике под руководством опытных преподавателей?

Так, Татьяна Альбертовна Шутова, преподаватель Центра ДОП РКИ, является не только экспертом-практиком, но и соавтором одного из популярных учебных пособий «Русский язык: первые шаги».

Татьяна Альбертовна, как начиналась Ваша профессиональная деятельность?

Сразу после окончания университета я начала работать по специальности. Для 80-х это было очень необычно - факультет русского языка как иностранного. Не просто русский язык, а русский язык для иностранцев. Университет стал моим первым местом работы и с тех пор я всегда оставалась в профессии, не уходила из нее.

Из каких стран были Ваши студенты?

Моими первыми учениками были иностранные студенты физического факультета из Чехии и Монголии, затем я долго работала в качестве приглашенного профессора в государственном университете на Тайване, с работой были связаны мои поездки в Японию, Швейцарию, Италию, Корею и другие страны. Можно сказать, что я работала со студентами из очень многих стран.

Вы используете на своих занятиях методику обучения русскому языку без языка-посредника?

Эта методика эффективна. Языковая среда делает процесс более интенсивным, студенты начинают разговаривать, и язык-посредник не нужен. Нужно отметить, что одна из трудностей, с которыми сталкиваются наши студенты, это погружение в новую языковую среду, в новую культуру. Всегда непросто начать говорить на другом языке.

Как Вы преодолеваете эти трудности?

Мы много разговариваем. На занятиях создается доброжелательная и комфортная атмосфера. Атмосфера, которая позволяет выйти за рамки заданий учебника «Русский язык: первые шаги». К примеру, мы обсуждаем русскую культуру, традиции, праздники, этикет, много говорим о Санкт-Петербурге и его истории, часто сами студенты предлагают темы для разговора. Конечно, это приводит к хорошим результатам: у ребят формируются речевые навыки, расширяется словарный запас, в разговоре они начинают чувствовать себя свободнее и гораздо увереннее. Да, безусловно, на занятиях используются разнообразные формы и приемы обучения, но и атмосфера очень важна для достижения хороших результатов.