Дни РКИ в СПбГУ 2024
23 сентября в Санкт-Петербургском государственном университете состоялось торжественное открытие Дней РКИ. Об особенностях мероприятий и изменениях этого года рассказала доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания СПбГУ Татьяна Игоревна Попова.
- Дни РКИ в СПбГУ уже стали доброй традицией. В чем особенность нынешних мероприятий? Чем Дни РКИ в этом году будут отличаться от мероприятий прошлых лет?
Преимуществом Дней РКИ как раз является стабильность. Мы уже выработали наш традиционный формат - это сочетание теоретической и практической составляющих и мы стараемся его придерживаться.
Дни РКИ проходят семь дней. Первые три дня проводятся в формате обсуждения актуальных проблем РКИ с экспертами, а также демонстрации их практического решения преподавателями СПбГУ в режиме мастер-классов и мастерских. В этом году у нас еще проводится хакатон - командная игра по отбору текстов, которая будет проходить и оцениваться в режиме реального времени.
Вторая часть Дней РКИ – повышение квалификации «Современный учебник по РКИ: технология моделирования». Этот стабильный формат мы не меняем и считаем, что он отлично работает.
Особенность Дней РКИ в том, что мы опираемся не только на силы СПбГУ, но и приглашаем ведущих специалистов в тех вопросах, которые ежегодно выбираем для обсуждения. Это ведущие специалисты вузов нашей страны и стран ближнего зарубежья. В этом году принимают участие представители Казахстана и Белоруссии
- Какие актуальные проблемы будут обсуждаться в этом году?
Мы выбрали несколько актуальных проблем. Первая связана с цифровизацией. Это и искусственный интеллект в обучении РКИ, и не только РКИ, и различные стратегии обучения, например, геймификация. Этой теме посвящен первый круглый стол, куда мы пригласили представителей разных областей знания.
Вторая очень важная проблема связана с инструментами обучения - это текст и определение его сложности. Она связана с уровневым обучением, с отбором текстов той или иной сложности, влиянием на содержание учебников и контрольно-измерительных материалов. Эта тема связана и с лингводидактическим описанием русского языка как иностранного, и с возможностями автоматического отбора текстов по уровню сложности. Это междисциплинарная проблема, и на нее мы посмотрим с разных сторон. У нас есть эксперты в этом вопросе из Москвы, Петербурга и Казани.
Третья проблема, которая также остается актуальной, это обучение детей-билингвов. В этом году мы уделим внимание вопросу контактного двуязычия, т.е. преподаванию русского языка в межкультурной среде.
- На кого больше ориентированы мероприятия в рамках Дней РКИ, на молодых специалистов или тех, кто уже давно в профессии?
Хороший вопрос, ведь можно развивать Дни РКИ как в сторону мозгового штурма, теоретического осмысления проблем, так и в сторону практики, обмена опытом. Я считаю, что здесь одно без другого невозможно. Поэтому наши мероприятия рассчитаны как на экспертную аудиторию, преподавателей, которые давно занимаются преподаванием РКИ и исследованиями в этой области, так и на молодых специалистов. Дни РКИ - не просто школа молодого преподавателя или отработка новых методов и приемов, а как раз теоретическое осмысление, почему так нужно. А вообще, чем больше преподаешь РКИ, тем больше возникает вопросов, они никогда не заканчиваются.
- Многие ли сегодня выбирают своей профессией преподавание русского языка иностранцам и соответствующее направление при поступлении? Насколько востребована эта профессия сегодня?
Наша кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания занимается подготовкой специалистов РКИ и, конечно, этот вопрос нас очень волнует. Надо сказать, что в прошлом году наблюдался некоторый спад в количестве поступивших на программу, однако в этом году количество обучающихся приближается к допандемийному. Это 40 человек бакалавров иностранцев, которые хотят стать преподавателями РКИ, и примерно 60-70 человек магистров, которые продолжают обучение, и стабильно много аспирантов. В этом году нам даже пришлось открыть новую группу для магистрантов, было много желающих.
- Как Вы считаете, насколько русский язык в настоящее время популярен для изучения иностранцами?
Как известно, на интерес к изучению русского языка влияет геополитическая ситуация. Этот интерес имеет волнообразный характер, в настоящий момент можно констатировать, что он не пропадает. Это мы видим и по увеличивающемуся количеству иностранных абитуриентов. Так, в новом учебном году в СПбГУ начнут обучение по всем уровням высшего образования около 2230 иностранных граждан из 106 стран, список которых ежегодно пополняется. Можно сказать, что сегодня ситуация достаточно стабильная.